Тротуарная плитка, брак по расчету?
С 2011 года на московских тротуарах началась массовая замена покрытий с привычного всем асфальтобетона на тротуарную плитку. Считается, что тротуарная плитка более практична и долговечна. В теории оно действительно так, а вот на практике...
Почти 70% всей уложенной в Москве плитки не проходит по прочностным характеристикам. А уж о нарушениях при укладке бетонной плитки и говорить не приходится. Она трескается, проваливается, вспучивается.
Казенные деньги у нас не считают,? в отличие от своих
Как сообщил нам эксперт по производству плитки Александр Астрецов, 70—80% нашей тротуарной плитки мостится в городах, а основная доля в ее использовании приходится на коммерческие организации: бизнес-центры, торговые и промышленные объекты.
— Здесь часто используется плитка из натуральных материалов или клинкерные изделия, — уточняет специалист. — На благоустройство же городских улиц приходится около 20%, и производство этой продукции увеличивается достаточно быстро. По прогнозам, в ближайшие годы рынок тротуарной плитки будет расти до 15% в год.
О ситуации с московскими тротуарами мы поговорили со специалистами. По мнению директора Ассоциации производителей керамических материалов Альберта Попова, обычная бетонная плитка недолговечна и в наших климатических условиях попросту не выдерживает эксплуатации. Поэтому и меняется она так часто: бывает, что замена бракованных тротуаров производится раз в два года, а то и ежегодно.
— Складывается впечатление, что здесь просто не учитывается экономика содеянного, — приходит к выводу эксперт и добавляет: — В такой ситуации не проще было бы взять на вооружение натуральный камень, будь то гранит или дорожный клинкер? Это очень долговечный материал: на площадях европейских городов он лежит веками. Даже если требуется ремонт, то сам материал не меняется, а только ремонтируется подушка под ним. Но у нас, судя по всему, казенных денег не считают...
«Прювет, насяльника! Плиткама улазыл…»
Морозостойкость тротуарной плитки в условиях Москвы должна составлять не менее 200 циклов попеременного замораживания и оттаивания в соляном растворе, а показатель водопоглощения в соответствии с требованиями ГОСТа не должен превышать 6%.
Что же укладывают на московские тротуары? Об этом специалисты говорят с нескрываемым возмущением.
— В принципе плитка имеет много неоспоримых преимуществ, но она должна быть качественной. Появление под ногами пешеходов некачественной плитки дискредитирует всю эту идею, — говорит профессор кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ Юрий Васильев. — К сожалению, три года назад, в самый разгар плиточного ажиотажа, на улицу попало, чего греха таить, очень много бракованной плитки. Спешили, не вникали в качество материала — и вот вам результат. К тому же забывали важное правило: тротуарную плитку нужно укладывать ровно и тщательно.
В самом деле, если плитка качественная и уложена в соответствии с технологией, то она должна служить долго. Правильно изготовленная и грамотно уложенная плитка может прослужить до замены целых три десятилетия. И, как говорят специалисты, если в первый год плитка не развалилась, она простоит долго.
Одно из ее ощутимых преимуществ — в том, что на таком тротуаре не должно быть луж от осадков. Но наши среднеазиатские друзья (которые, за редким исключением, и занимались укладкой плитки в Москве) умудрялись в ряде случаев класть ее так, что ни о каких преимуществах речь уже не шла…
Юрий Васильев рассказывает, что у сотрудников лабораторий, которые были задействованы для проверки этой работы, буквально волосы дыбом вставали от тех параметров, которые они получали при исследовании образцов плитки. По прочности несоответствие составляло 70%, а показатель водопоглощения вместо заявленных 4—6% доходил аж до 24%! И как прикажете принимать такие уже готовые объекты? Бывали случаи, когда и принимать-то было нечего — один сплошной брак...
Гидроизоляция — ни к чему... Противогололедные составы — ?нам и так не скользко...
В соответствии со стандартами толщина тротуарной плитки может быть 6, 8 и 10 см, а ее укладка должна производиться на пескоцементную смесь, которая затем искусственным или естественным путем проливается водой. Что же в действительности уложено под ногами москвичей, известно, пожалуй, лишь Всевышнему.
— Любой дачник знает, что вокруг здания необходимо делать отмостку, — привлек наше внимание к еще одной «плиточной» проблеме Юрий Васильев. — И асфальтобетонные тротуары худо-бедно, но выполняли эту функцию. Заменив же асфальт на бетонную плитку, никто не удосужился организовать и сделать элементарную работу по гидроизоляции. Даже никаких проектов, связанных с гидроизоляцией, на свет не появилось. Так что множество столичных подвалов в результате этих деяний было просто залито водой...
Отметим, что асфальтобетон, к которому давно привыкли жители городов, материал гидрофобный. И когда вода на поверхности асфальта замерзает, то сцепление льда с асфальтом проявляется в меньшей степени, чем с цементобетоном, из которого сделана плитка. Поэтому лед на тротуаре из плитки держится крепче и его сложнее очищать.
Помня об этом, в разгар массового мощения московских улиц тротуарной плиткой специалисты предложили городским властям обрабатывать ее экологически безопасными составами на основе воды, которые обеспечивают гидрофобизацию поверхности. При пропитке поверхности данными составами вода и другие осадки ее практически не смачивают, поэтому гололеда на таком тротуаре в принципе не бывает.
Но на подобные предложения соответствующие руководители городского хозяйства не отреагировали. Почему так? Ведь при стоимости 1 кв. м тротуарной плитки в 3 тыс. рублей удорожание за счет гидрофобизации могло составить всего около 50 руб., т.е. менее 2%, а эффект при этом выходил огромный!
Оказывается, в договорах с подрядными организациями, которые укладывали плитку и брали на себя гарантийные обязательства, пункт о противогололедной обработке плитки вообще отсутствовал. А это означало, что, если обработать тротуары гидрофобными составами, подрядчики уже не будут нести ответственность за свою работу. И хотя такая обработка никаким отрицательным образом не может повлиять как на саму плитку, так и на ее укладку, все оставили как есть. В результате многие москвичи и гости столицы, пожилые и не очень, тогда сломали ноги, руки и шейки бедра, поскользнувшись на обледеневшей плитке...
К слову, плитка из натуральных материалов, в частности гранита, по словам специалистов, при увлажнении становится крайне скользкой.
Все это уже было и кончилось как всегда
А теперь давайте вспомним, что нынешняя столичная эпопея с заменой асфальта на тротуарную плитку — уже не первая. В 1997 году вышло распоряжение правительства Москвы о том, что организации, чьи окна выходят на тротуар, несут ответственность за его качество. Однако хотели как лучше, а получилось — ну, дальше вы знаете... Руководители предприятий попросту сэкономили на материалах, и все тротуары, обустроенные в соответствии с этим распоряжением, с трудом дожили до весны.
Забыли нынешние инициаторы замены асфальтобетона на плитку и о таком факторе, как коэффициент сцепления. Плитка, производимая по технологии вибропрессования, дает коэффициент сцепления 0,24—0,25.?У плитки же, выпускаемой по литьевой технологии, он составляет 0,03—0,05. А у асфальтобетона — не меньше 0,3. Правда, это — на проезжей части, а на тротуарах, где укладывается песчаный асфальтобетон, коэффициент сцепления у него существенно меньше, но все равно значительно превышает показатели плитки. Вот и судите сами, что лучше...
Забывают у нас и о том, что сам процесс укладки тротуарной плитки — кропотливая и весьма недешевая работа. На Западе уже не первый год для этого используют специальные машины. И результат хороший: во-первых, быстро, во-вторых — качественно.
Тактильная плитка: ?помощь или вредительство?
Ну а напоследок, раз уж речь сегодня идет о тротуарах, нельзя обойти тактильные плитки. Многие, наверное, видели на московских тротуарах уложенные перед проезжей частью желтые плитки: это наземный указатель тактильного типа, предназначенный для самостоятельной ориентации инвалидов по зрению.
Однако что мы реально имеем в нашей Белокаменной? Уложены такие плитки часто просто отвратительно, неровно и неправильно — так, чтобы о них, не ровен час, споткнулся и зрячий. В большие щели между плитками зимой забивается снег и лед, из-за чего они становятся еще одним препятствием для прохожих. В общем, складывается впечатление, что все это сделано специально — чтобы уменьшить у нас количество слабовидящих. И это, увы, не шутка. Например, если строго-настрого руководствоваться рифлением, нанесенным на эти горе-плитки, то наши несчастные инвалиды должны прямиком попадать... под колеса автомашин.
Фото автора, Строительство.RU, alexsobolev.ru, ridus.ru, yarreg.ru
Экспертное мнение
Своей оценкой качества производимой в России тротуарной плитки с журналом поделился коммерческий директор компании «Выбор — Москва» Артем НОВИКОВ.
Если говорить о качестве тротуарной плитки, то нужно различать два метода ее производства: вибролитье и метод полусухого вибропрессования. Технология вибролитья основана на отливании плитки в индивидуальных формах, и это принципиально ручной процесс. Качественный продукт при этом получить теоретически можно, но по стоимости он будет почти вдвое превосходить аналогичный продукт, изготовленный по вибропрессованной технологии. В России это делают считанные единицы производителей.
Технология вибропрессования позволяет создавать полностью автоматизированный производственный цикл, где влияние человеческого фактора минимально. Таким образом, она более высокопроизводительна и обеспечивает стабильное качество. Но чтобы получить качественный продукт, нужно учесть три фактора: это современное качественное оборудование, технология и рецептура, а также сырье. Нарушение любого из этих трех факторов оборачивается получением низкокачественного продукта.
Многие производители (особенно этим грешат Московский и Центральный регионы) используют при производстве плитки некачественное сырье. Не докладывают цемент. Часто применяют цемент низких марок. Вместо гравия недобросовестные производители используют даже строительный шлак. А ведь по ГОСТам при производстве тротуарной плитки должен использоваться высокопрочный щебень, что придает плитке необходимую прочность и другие необходимые параметры.
К песку, применяемому в плитке, требования по качеству так же высоки. Он должен быть однороден и при этом не содержать никаких примесей. Многие же производители берут песок где попало, и часто в нем есть ракушечник, грунт, глина — все это приводит к дырам в структуре плитки уже через два года эксплуатации. Эти материалы либо вымываются сразу (как грунт и глина), либо после нескольких циклов заморозки плитки зимой (как ракушечник). Скажем, мы в своем производстве в Московской области опробовали восемь видов песков, пока не остановились на самом подходящем.
Применение качественного песка вместе с пластификаторами и красителями обеспечивает изделию не только привлекательный товарный вид, но яркость и долговечность цвета. Наша компания идет на такое незначительное удорожание, поскольку считает, что на качестве экономить не стоит. Кстати, в своем производстве мы — единственные в Московском регионе, кто использует цемент марки М600. Немаловажный фактор — качественный краситель. У нас применяются немецкие красители, которые не выцветают.
Если вернуться к основной теме нашего разговора — московским тротуарам, мощенным плиткой, то скажу без обиняков: здесь масса нарушений в технологии изготовления самой плитки, качество укладки очень плохое. Уважающие себя компании дают гарантии на свои изделия. Мы даем юридическую гарантию на цветность и целостность плитки на срок 10 лет — при полном соблюдении технологии мощения. А вообще, грамотно изготовленная и правильно уложенная плитка прослужит от 30 до 50 лет.
12 марта в Москве состоится Первая международная конференция «Рынок тротуарной плитки России». В конференции примут участие более 140 специалистов из России и стран ближнего зарубежья: производители, трейдеры, представители строительных, девелоперских, инжиниринговых компаний, архитектурные и дизайн-бюро, производители оборудования для укладки плитки, компании в области строительной химии, представители органов государственной власти и местного самоуправления, городские планировщики.
Поделиться статьёй с друзьями:
Другие статьи раздела "Дорожки и тротуары":
- 05.03.15 Тротуарная плитка, брак по расчету?
- 24.02.15 Садовые дорожки своими руками
- 21.02.15 Прогулки за окном: подвесной мостик с настоящим газоном
- 12.02.15 Особенности оформления дорожек с перепадами высот
- 07.02.15 Дорожки на даче своими руками: сделать легко!
- 04.02.15 Как выбрать материал для садовой дорожки
- 01.02.15 Геотекстиль, укладка геотекстиля, пешеходные дорожки из геотекстиля, гидроизоляция геотекстилем
- 31.01.15 Как строят дороги?
- 15.01.15 Геотекстильное полотно: геоткань, нетканый геотекстиль
- 11.01.15 Укладка плитки - это завершающий этап по благоустройству