Образцовая методичка для строителей дорог и тротуаров

Идеи благоустройства

Образцовая методичка для строителей дорог и тротуаров

В мэрии Екатеринбурга, а точнее в комитете по строительству разработали и утвердили "методичку", которая рассказывает, как должно быть организовано благоустройство городского пространства – улиц, пешеходных зон, парков, общественного пространства, территорий бюджетных объектов.

В ней предусмотрели множество именно тех уличных "мелочей", по которым горожане судят, откуда у проектировщиков и строителей растут руки. Например, каким должен быть съезд у велодорожки, чтобы велосипедистам не нужно было осваивать навыки экстремального вождения, и что нужно делать, чтобы они не врезались в людей на остановках; как правильно осветить дорожный знак и пешеходный переход, как укладывать плитку, чтобы она служила дольше и не рассыпалась, как сделать так, чтобы вода с газонов вместе с вымываемой землёй не бежала на тротуары.

Методичку должны выучить наизусть и применять муниципальные подрядчики, то есть проектные и строительные организации, которые выигрывают конкурсы и строят, например, садики, школы, больницы, делают новые улицы или реконструируют существующие. То есть, увы, правила будут относиться не ко всему городу, а только к тому, что делается по заказу муниципалитета.

– Это наш эксперимент, – рассказал E1.RU начальник производственно-технического отдела комитета по строительству Михаил Ладейщиков. – Комитет не может приказать всему городу: делайте так, а не иначе, поэтому пока наши требования будут внедряться на объектах, которые курирует наше МКУ "Управление капитального строительства города Екатеринбурга". Примером применения принципов, которые мы раскрываем в методичке, может стать, например, отрезок улицы Союзной, который мы строили вместе со школой N 18.

Вкратце и с картинками расскажем, чего будет требовать мэрия у тех, кто развивает улицы по её заказу.

Дороги и тротуары

Во главу угла ставится безопасность и удобство пешеходов, поэтому в методичке, например, содержится указание – при проектировании проезжей части выбирать её ширину как минимальную из возможных, так как её ширина и скорость автомобильного движения по ней – вещи взаимосвязанные, и сужение приводит к снижению скорости и уменьшению тяжести ДТП. Так дорогу быстрее перейдут пешеходы, что, по мнению комитета по строительству, даже снизит пробки – "увеличивается фаза пропуска автомобилей, то есть пропускная способность перекрёстков увеличивается". А ещё так дешевле. Ширина полосы должна быть не более 3 метров, и её можно уменьшать даже до 2,75 метра – при условии, что для легковушек на этих участках будет ограничен режим движения – скорость.

Методичкой, например, запретили делать парковки между деревьями, снимая дерн, укладывая покрытие поверх корневой системы и оставляя вокруг ствола менее метра земли – из-за этого деревья гибнут за 2-5 года, в зависимости от вида. Вместо этого рекомендовали либо делать покрытие, сохраняющее дерн (по типу "решетки", из которой пробивается трава), или оставлять для каждого дерева квадрат не менее чем 2 на 2 метра, либо всё же убирать часть деревьев ради благополучия остальных – и делать на их месте парковку по типу "карман".

Определили ширину тротуаров: "Рекомендуемая минимальная – 1,8 метра, абсолютный минимум составляет 1,5 метра, при этом если тротуар примыкает к проезжей части или перпендикулярной парковке, то минимальная ширина – 2,4 метра".

Неправильно. Тротуар шириной 0,8 метра – слишком узкий, поэтому горожане протоптали тропинку, тем самым расширив тротуар до 1,5 метров.

Правильно. Когда тротуар примыкает к перпендикулярной парковке, необходимо учитывать особенности паркования, выполнять тротуар на 0,9 метра шире, либо устраивать буферную зону.

Остановки

  1. После перекрёстка – рекомендуемое проектное решение.
  2. Перед перекрёстком оправдано только в следующих случаях:
    1. Основная точка притяжения пешеходов (парк, больница, учебное заведение) находится до перекрёстка.
    2. Если подъездные дорожки или переулки не позволяют разместить остановку за перекрёстком.
  3. На перегоне – в таких случаях необходимо учесть возможность перехода на другую сторону улицы.

Ограждения и навесы на остановке должны защищать людей от летящей из-под колёс грязи. Слева – неправильный вариант, справа – правильный.

Пешеходные переходы

– С пешеходными переходами важен вопрос с освещением: у нас обычно освещаются знаки, а не сам переход, то есть люди на нём для автомобилистов видятся как тёмные тени. А освещать нужно переход и пешеходов, – отмечает Михаил Ладейщиков.

Правильный переход: освещенные знаки расположены над "зеброй", в знаки встроены фонари, освещающие "зебру" и людей на ней.

Рядом со школами и садиками рекомендованы приподнятые пешеходные переходы – чтобы они одновременно играли роль лежачих полицейских, заставляя водителей снижать скорость в том числе и беспокоясь за свой автомобиль, как это уже выполнено на улице Союзной.

Пример "приподнятого" перехода на Союзной – в период стройки.

Велодорожки

Серьёзную часть методички заняли рекомендации к велодорожкам. Например, запретили "втыкать" знаки на велодорожках, заужая их, и определили их рекомендуемую для Екатеринбурга ширину – "не менее 1,8 метра и не более 2,5 метра для односторонней велодорожки; до 4,0 метров для двусторонней велодорожки".

Как делать неправильно: забор и знаки сужают фактическую ширину велодорожки, что заставляет велосипедистов выезжать на тротуар.

Так строить велодорожки тоже нельзя: люди ждут транспорт или выходят из автобуса, и велосипедисты им мешают.

Лучше так – позади остановки.

Так тоже неправильно. Велосипедисты съезжают с велодорожки на тротуар, так как понижение на велодорожке не выполнено.

Некоторые рекомендуемые велосипедные и пешеходные "приспособления" по-настоящему "капитальны". Например, для пересечения магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно с большой долей грузового транспорта, порекомендовали устраивать пересечения в разных уровнях: велопешеходные мосты или велопешеходные тоннели, в обязательном порядке без использования ступеней.

"Велопешеходные мосты и тоннели должны иметь плавные спуски и подъёмы, ведущие к ним. Максимальный допустимый уклон – 5‰, рекомендуемый уклон – 3,5‰. При проектировании велопешеходных тоннелей рекомендуется максимально использовать дневной свет для освещения. Стоит избегать длинных непрерывных тоннелей", – говорится в методичке.

Примеры обустройства велопешеходных мостов и туннелей.

Клумбы и газоны

Ещё один раздел методички посвящён озеленению – кроме стационарного (прямо в грунт), для высадки деревьев и кустарников рекомендуются мобильные контейнеры. Правда, определяя размеры клумб, нужно обязательно проконсультироваться с МБУ "Зеленстрой" – чтобы избежать промерзания этих емкостей и гибели растений. Кроме мобильных клумб методичка призывает популяризировать газонные решётки – как удобное и экологичное уличное пространство. Ещё один пункт популяризации, к озеленению, правда, не относящийся – это использование логотипа Екатеринбурга, недавно выигравшего конкурс, – его порекомендовали размещать на уличных объектах.

Пример высадки кустарников и деревьев "в клумбы".

Газон с решёткой: зелёная и устойчивая поверхность для общественных пространств.

В методичке рекомендовали внедрять новый логотип города.

Методичкой определили, как должна соотноситься высота газонов, тротуаров и бордюрных камней, чтобы вода с газонов вместе с землёй не лилась на тротуары:

При таких вариантах вода стоит на тротуарах.

А если правильно спроектировать, она с них уходит.

Ещё рекомендация: "Если газон подходит к тротуару с уклоном, необходимо крайние 30 сантиметров газона, идущие вдоль тротуара, вырезать ниже уровня бордюра на 3-7 сантиметров. Для эстетичного вида вырезанный лоток можно заполнить бетонной решёткой, белым щебнем, мраморной крошкой и т.п.".

Если газон всё же выше бордюра, например, подходит к нему с уклоном, перед бордюром надо вырезать дерн (ниже уровня бордюра) и засыпать камешками. Так сделали при благоустройстве пространства вокруг 18-й школы.

Мощение тротуаров

На поворотах тротуаров рекомендовали скругления – учитывая особенности поведения людей, которые не любят ходить "прямыми углами":

Простейший пример скругления.

А ещё, чтобы машины не парковались, "влезая" колёсами" на тротуар, нужно будет применять бетонные полусферы или иные элементы благоустройства (например, вазоны), которые помешают автомобилистам "парковаться как..." и попадать в нашу еженедельную подборку.

Кого сегодня остановит бордюр?

А полусферы – если не всех, то многих.

На улицах рекомендовали применять канализационные люки с квадратной опорной рамкой – потому что мощение вокруг круглых крышек сделать крайне тяжело. А дождевые колодцы – ливнёвки – должны своими прорезями быть перпендикулярны оси улицы – а не наоборот (как часто можно увидеть в городе).

"Неправильная" ливнёвка: прорези должны быть поперёк, а не вдоль улицы.

Методичкой задали типовые схемы мощения тротуаров, а также особенности по качеству этого мощения: например, при выполнении сложных "скруглений" нельзя применять части камней размером меньше, чем четверть полноразмерного камня.

Микроскопические осколки тротуарной плитки для заполнения пустот при скруглении использовать нельзя

До и после: как однажды сделали рабочие изначально и как исправили после замечаний заказчика.

Или использовать гранит – потому что он куда прочнее и удобнее.

Гранит: форма разнообразнее, камень прочнее.

В дальнейшем, если качество благоустройства бюджетных объектов реально повысится, планируется превратить эти требования в общегородские. Скачать методичку и рассмотреть её подробнее можно на сайте мэрии.

Текст: Алёна БАТАЛОВА
Фото: предоставлено Комитетом по строительству администрации Екатеринбурга.

Поделиться статьёй с друзьями:

Другие статьи раздела "Дорожки и тротуары":

  1. 26.06.16 Форма для садовой дорожки своими руками
  2. 25.06.16 История возникновения тротуарной плитки
  3. 06.05.16 Необычная тротуарная плитка для дачи
  4. 30.04.16 Как сделать дорожки из щебня на даче своими руками
  5. 18.03.16 Устройство дорожек из тротуарной плитки
  6. 17.01.16 Образцовая методичка для строителей дорог и тротуаров
  7. 03.01.16 Мощение камнем на профессиональном уровне
  8. 02.01.16 Технология устройства дорожек
  9. 02.01.16 Армирование волокном из сверхвысокомолекулярного полиэтилена
  10. 25.12.15 Садовые дорожки своими руками: из дерева, пластика, камня +
Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10