Парадный свет

Идеи благоустройства

Парадный свет

Световые технологии шагнули ох как далеко. Современный человек взрывает небо фейерверками, рисует светом на фасадах зданий. Превращает в лунные и солнечные дорожки тропинки в своем саду. Растущие требования заказчиков к архитектурной выразительности заставляют дизайнеров искать новые возможности для создания индивидуального облика того или иного объекта.

На «рынке света» наблюдается тенденция: профессиональных компаний, занимающихся созданием фейерверков, или подсветкой фасадов московских зданий, или освещением домов Подмосковья, немного. И вторая тенденция касается отношений «заказчик — дизайнер», когда за немалые деньги на первое место «светотехнического» проекта ставятся интересы заказчика, порой безвкусные.


Брызги фейерверка

Заниматься созданием праздника в нашей стране, устраивая фейерверки, — дело малоблагодарное, дешевые китайские салюты заменяют роскошное действо. После инцидента в клубе «Хромая лошадь» в России законом запрещены фейерверочные зрелища в закрытых помещениях. Стреляют на улицах.

В России около 300 компаний, которые официально занимаются фейерверками. Но на международный уровень выходят и стреляют на фестивалях мирового масштаба не так много команд — их можно пересчитать по пальцам.

Ежегодно в Каннах проходит Международный фестиваль фейерверков. В 2011 году первое место на нем заняла российская команда — с композицией «Калинка — русская душа» калининградцы получили в Каннах «Серебряную Весталку», и именно благодаря этой победе были допущены к участию в битве за высшую награду Фестиваля — «Золотую Весталку». Ведь в этом году был фестиваль между шестью победителями шести последних лет: за победу в финале боролись команды из Азербайджана, Италии, Испании, Франции и Китая (KHAN (Russie) — Festival Art Pyrotechnique Cannes).

Победителем стала российская компания «Центр фейерверков «Хан». Российские ребята и получили кубок чемпионов — «Золотую Весталку», своеобразное олимпийское золото среди мастеров пиротехнического искусства, .

В мире всего два фестиваля каннского уровня — второй проводится в Монреале.


Блуждая во тьме

В России архитектурным освещением зданий занимаются сотни компаний, но специалистов, делающих это грамотно, по уму и со вкусом, единицы. И дело не столько в дорогостоящем оборудовании, сколько в эстетике освещения, она-то блуждала во тьме. Долгое время развитие освещения связывалось с увеличением потребляемой мощности и сведением расходов по электроэнергии до минимума. Производство световых приборов упиралось в создание экономичной продукции.

Сначала появились металлогалоидные светильники. Затем им на смену пришли светодиоды, или LED (от англ. light emitting diodes). «Леды» гораздо функциональнее и экономичнее металлогалоидов. При правильной сборке и правильном подключении светодиоды работают до 100 тыс. часов, потребляя совсем немного электроэнергии по сравнению с металлогалоидными источниками.

Современная культура освещения и технические ресурсы дают сегодня возможность использовать свет как инструмент искусства. Переход к трехмерному целому, состоящему из тысячи элементов, требует нового подхода к техническим параметрам. Другими словами, выбор диктует свет и объект, который необходимо осветить. Однако пользование светом как инструментом вовсе не означает, что можно построить безграничное световое пространство, так же как и вседоступность светотехнических программ не значит, что освещением зданий может заниматься любой уверенный пользователь компьютера. Правильно подобрать осветительный прибор, выбрать его месторасположение и верно определить такой критерий света, как цвет, дано далеко не каждому. Именно поэтому в Москве насчитывается всего три десятка компаний-доков в архитектурном освещении.

Специалисты этих компаний пользуются универсальными программами освещения. Например, это DiaLux, по словам специалистов, она позволяет создавать как внутренний свет, так и наружный, архитектурный, ландшафтный. Похожая система у программы ReLux. Но в каждой программе, как и везде, есть свои плюсы и минусы. Программисты обычно выбирают ту программу из двух, в которой им удобнее работать.

Существует также программа компании Philips Calculux. Украинские специалисты компании «Лайт Конверс ЛТД» разработали программу визуализации динамического освещения объектов, дающую возможность создания проектов в трехмерном виде и в реальном времени. Подобная светодинамическая программа LightConverse — это программа управления световыми приборами со встроенным оборудованием в театрах, концертных залах, клубах, а также для архитектурного освещения.


Осветить!

В каждом светотехническом проекте, утверждают дизайнеры, видение самого светотехника. Существуют, безусловно, традиции освещения, но вкус заказчика и грамотное переубеждение его специалистом, почему нужно осветить именно эту часть здания, а не другую, — на сегодня главный критерий в создании светотехнических проектов. В Москве это, безусловно, проект подсветки Большого театра, зданий ВДНХ. А еще к лету этого года в Москве завершились работы по созданию архитектурно-художественной подсветки 22 мостов через Москву-реку, Яузу и Водоотводный канал. По информации ГУП «Моссвет», 22 объекта заново оборудованы архитектурно-световой подсветкой. Установлено 4,5 тыс. светодиодных лампочек, которые изготовлены в России и с точки зрения энергопотребления в 2,5 раза эффективнее, чем обычные светильники.

Для каждого моста выбрана особая гамма подсветки. Так, чем ближе мост к центру города, тем теплее цветовая гамма. Главный акцент сделан на Большом Москворецком мосту, который подсвечивается в кирпичных тонах, переливаясь золотистым и красным цветом и становясь единым целым с архитектурой Кремля.

Программа создания архитектурно-художественной подсветки в историческом центре города и на вылетных магистралях Москвы была утверждена мэром Сергеем Собяниным и рассчитана на пять лет (2011–2016 годы). В рамках программы уже проведен ряд работ: на 401 здании в центре Москвы появилась собственная подсветка. В этом году подсветкой оборудуют 433 объекта Москвы, в том числе здания на вылетных магистралях, Бульварном кольце, Новом Арбате и мосты. За четыре года новую подсветку установят на 834 столичных зданиях и других объектах. К концу 2016 года архитектурно-художественной подсветкой оборудуют 1650 зданий и других объектов в центре Москвы и на основных магистралях города.


Свет в твоем саду

Первоначально освещение было предназначено для того, чтобы с помощью света в темное время суток создать не менее комфортную для человека обстановку, нежели днем. В случае с ландшафтным освещением все выглядит иначе. Оно предназначено не только для освещения, но и для формирования наиболее выгодного образа территории как в темное время суток, так и в светлое. Данное освещение подразумевает не только типовые методы освещения, но и совершенно необыкновенные решения. При этом в ход идут разные типы фонарей и светильников, которые представляют собой действенный инструмент в организации уютного и привлекательного сада. Ландшафтное освещение может выгодно расставить акценты на растениях в саду, неповторимым образом выделить дорожки и подсветить изнутри пруд.

Ландшафтная подсветка сада призвана решить сразу два вопроса: декоративный и функциональный. В Подмосковье на данный момент полный комплекс услуг по осветительным ландшафтным проектам от чертежа до монтажа и наладки оказывает не более 30–40 компаний.

Одна из них — компания «Ландшафтный свет», профессионально занимающаяся дизайном архитектурного и ландшафтного освещения фасадов домов, парков и ландшафтного дизайна с 2005 года, официальный дилер и дистрибьютор американских компаний ABR Enterprises, Inc., Focus, Kichler.

«Сегодня на рынке очень много китайской продукции, — подчеркивает Михаил Маркин, генеральный директор компании «Ландшафтный свет». — Более профессиональные светильники европейских и американских производителей представлены не так широко и не в том асортименте, как хотелось бы, и, как правило, под заказ. Это касается и подсветки загородных домов».

Качественно спроектированное освещение сегодня способно превратить даже самый обыкновенный сад в волшебный остров, где затейливая игра света и тени сама по себе становится архитектурным проектом. При подсветке зданий светодизайнеры создают и новую ночную форму здания. Цвет в архитектурной подсветке фасадов имеет очень важное значение. При подборе различных цветов подсветки архитектурных элементов и ландшафтного освещения создается облик здания с дополнительным смыслом, поэтому осенняя подсветка, например, может значительно отличаться от зимней.


Зимой и летом, днем и ночью

Чтобы зимняя улица «засияла огнями», на каждый фасад рабочие крепят линейки с сотнями светодиодов. Тверская улица и проспект Мира — от Садового до Третьего транспортного кольца оформлены в классическом стиле. Подсветка выгодно подчеркнула барельефы, фронтоны, пилястры и другие архитектурные элементы домов. В итоге вечером и ночью фасады выглядят объемными.

Новый Арбат оформлен в стиле хай-тек. Свой стиль освещения разработан для рабочих, выходных и праздничных дней. В будни, например, дома подсвечиваются разными оттенками белого цвета, в выходные могут получить оттенки других цветов — стать желтоватыми или голубыми. В праздники подсветка становится динамической, т. е. постоянно меняется. Как меняется и в зависимости от времени года. В хмурые и темные дни межсезонья, например, будут включать подсветку радостных и теплых тонов.



Автор: Марина Сытникова

Поделиться статьёй с друзьями:

Другие статьи раздела "Освещение":

  1. 30.01.15 Садово-парковые светильники для ландшафта
  2. 21.01.15 Как выбрать прожектор для улицы - 7 полезных рекомендаций и видеообзор
  3. 19.01.15 Система освещения сада
  4. 07.01.15 Освещение дома
  5. 05.01.15 Наружное освещение.
  6. 31.12.14 Чем будут заряжаться города будущего
  7. 29.11.14 Декоративное освещение
  8. 29.10.14 Парадный свет
  9. 23.09.14 Светодиодное освещение в ландшафтном дизайне
  10. 10.09.14 Устройство системы освещения
Прыг: 01 02 03 04 05 06